Требования 115 ФЗ и как их выполнять. Дорожная карта для субъектов 115-ФЗ.
№ п/п |
Необходимые действия |
Наименование, реквизиты нормативного правового акта |
1. |
I. Разработать Правила внутреннего контроля (с учетом требований Правительства РФ)
Правила – документ на бумажном носителе, утвержденный руководителем Общества. Содержание Правил (обязательные программы): а) программа организации системы внутреннего контроля; б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев; в) программа изучения клиента; г) программа оценки рисков и управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; д) программа выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма и представления сведений о них в Росфинмониторинг; е) программа замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества; ж) программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения; з) программа проверки системы внутреннего контроля; и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
II. Загрузить Правила в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга Сведения о дате утверждения правил внутреннего контроля необходимы при заполнении карты постановки на учет в Росфинмониторинге. |
1). п. 2 ст. 7 115-ФЗ
2). Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 N 1188 (ред. от 03.02.2022) "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами" (начало действия редакции - 04.02.2022).
3). п. 19 Административного регламента, утв. Приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 N 33
|
2. |
Разработать программу подготовки и обучения сотрудников в целях ПОД/ФТ с учетом требований законодательства и особенностей деятельности компании и клиентов.
Руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение. В перечень включаются следующие сотрудники: а) руководитель организации; б) руководитель филиала организации; в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля; г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления; д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета; е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии); ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии; з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов. Программа должна предусматривать, в частности, изучение правовых актов Российской Федерации, правил и программ осуществления внутреннего контроля, а также типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок (п. 16 Положения, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203). Формы обучения зависят от того, кто его должен проводить. Вводный инструктаж и дополнительный инструктаж проводит специальное должностное лицо компании, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (п. п. 7, 8 Положения, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203). Целевой инструктаж и повышение уровня знаний в сфере ПОД/ФТ осуществляют организации, учрежденные Росфинмониторингом, и другие организации (п. п. 11, 12 Положения, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203). Перечень таких организаций размещен на сайте Автономной некоммерческой организации "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга" (АНО МУМЦФМ) https://mumcfm.ru/ |
1). Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 (ред. от 01.11.2010) "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.09.2010 N 18375)
2). Приказ Росфинмониторинга от 19.07.2011 N 250 "Об установлении программы обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.09.2011 N 21883)
|
3. |
Назначить специальных должностных лиц, ответственных за реализацию Правил внутреннего контроля (прошедших соответствующее обучение). Разработать иные внутренние организационные меры в указанных Законом N 115-ФЗ |
Должностное лицо назначает руководитель организации точно в день принятия Правил (соблюдение проверяет Роскомнадзор, административная ответственность). |
4. |
Идентифицировать клиентов до приема на обслуживание и сформировать анкету клиента Росфинмониторинг рекомендует проверять клиентов с помощью специальных программ (не обязательно, можно вручную). Например, Контур Призма: https://kontur.ru/prizma
Идентификация клиента, его представителя и (или) выгодоприобретателя (физических или юридических лиц, иностранные структуры без образования юридического лица, ИП, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), находящихся на обслуживании, независимо от того, разовая это сделка или она носит долгосрочный характер. До приема на обслуживание необходимо установить следующие сведения в отношении юр. л. - наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения. Организация вправе на основании п. 5.4 ст. 7 Закона N 115-ФЗ требовать и получать от клиента или его представителя документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица, ИП. В целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов, следует использовать сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, информацию из открытых баз данных органов власти и т.д. Определить уровень риска клиентов В правилах внутреннего контроля указывается какие уровни риска и на основании каких фактов клиент будет отнесен к тому или иному уровню риска. После идентификации клиента с учетом фактов клиенту присваивается определённый уровень риска (Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366). Сформировать анкету клиента Все сведения о клиентах необходимо фиксировать в специальной анкете, форму которой разрешено разработать самостоятельно в бумажном и электронном виде. Полученные личные данные должны надлежащим образом храниться. Досье на клиента хранится не менее пяти лет после окончания отношений с ним. Анкета клиента должна содержать сведения, которые прописаны в приложении 3 приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366. Анкета хранится в течение всего периода обслуживания клиента и ещё пять лет после прекращения сотрудничества. Не реже раза в год все идентификационные данные клиентов нужно обновлять. Сверять перечень клиентов со списком террористов и экстремистов (не реже одного раза в квартал, результаты сообщать в Росфинмониторинг в виде формализованных сообщений (ФЭС). Признаки сомнительных действий клиента (включаются при автоматизации процесса): частая смена учредителей; адрес массовой регистрации; массовый директор — зарегистрирован в качестве генерального директора исполнительного лица; несогласованные ОКВЭДы — когда у клиента 20 ОКВЭДов, два или три из которых противоречат друг другу; наличие у клиента ОКВЭДов, которые ЦБ отнёс к высокорисковым видам деятельности; непубликация бухгалтерской отчётности за последний год или несколько; неуплата налогов. |
1). Ст. 7 115-ФЗ
2). Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 (ред. от 15.06.2021) "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
3). Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 (ред. от 09.01.2014) "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок"
4). Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59 "О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями" Ответственность, если выяснилось, что клиент находится в списке террористов и экстремистов, действия бухгалтерии привели к финансированию терроризма или экстремизма (уголовная ответственность).
|
5. |
Документально фиксировать информацию о сомнительных сделках, свидетельствующую о возможном нарушении клиентом 115-ФЗ Сохранять ее конфиденциальный характер. |
ст. 6 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю. |
6. |
Зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга: 1. Заполнить заявление на подключение к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга. 2. Подписать заявление квалифицированной электронной подписью. 3. Получить уведомление о регистрации заявления. 4. Собрать пакет документов, которые подтверждают оказание услуг по аутсорсингу бухгалтерии и сдаче отчётности. Документы нужно отправить в Росфинмотонинг в бумажном виде, заверив подписью руководителя организации. 5. Получить по почте логин и пароль для доступа в личный кабинет. Ежедневно заходить в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга -это отслеживается. На отправку сообщения в Росфинмониторинг - 3 рабочих дня. Срок отсчитывается с момента, когда бухгалтерская фирма выявила сомнительную операцию (Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 № 569). |
Приказ Росфинмониторинга от 20.07.2020 N 175- Порядок ведения личного кабинета, Порядок доступа к личному кабинету и его использования.
|
7. |
Передавать информацию в Росфинмониторинг После регистрации ЛК можно проверять своих клиентов по определенным перечням, которые там размещены, и взаимодействовать с Росфинмониторингом, отправлять в Росфинмониторинг формализованные электронные сообщения (ФЭС). Отправлять ФЭС можно напрямую через личный кабинет Росфинмониторинга или с помощью программ, которые предлагает регулятор и сторонние вендоры.
Если возникают подозрения об осуществлении операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то следует представить информацию о данных операциях в Росфинмониторинг (независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Закона N 115-ФЗ). |
1). Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 N 569 утверждены Правила передачи информации
2). Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110 (ред. от 30.10.2020) "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
3). Приказ Росфинмониторинга от 07.10.2021 N 219 "Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению". |
|
Основанием для начала исполнения должностными лицами Росфинмониторинга (территориального органа Росфинмониторинга) административной процедуры является приказ о проведении проверки. Предметом проверки является соблюдение организацией (индивидуальным предпринимателем) и ее (его) должностными лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. 28. Должностные лица, осуществляющие контроль, проводят проверки по следующим вопросам: наличие в организации (у индивидуального предпринимателя) правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), соответствие правил внутреннего контроля требованиям законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также их реализация; наличие в организации (у индивидуального предпринимателя) специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, документов о его назначении, а также соответствие специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, квалификационным требованиям, установленным законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; соблюдение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к подготовке и обучению кадров в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; соблюдение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев (в том числе порядка работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму); соблюдение порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ; соблюдение порядка документального фиксирования и представления в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ; соблюдение требований по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ; соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ; соблюдение порядка хранения документов и информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ; соблюдение конфиденциального характера информации, полученной в результате реализации правил внутреннего контроля. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю |
Приказ Росфинмониторинга от 29.07.2014 N 191 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства" |
|
Требования 115 ФЗ в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: - сделки с недвижимым имуществом; - управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; - управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; - привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; - создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций. |
ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Пункт 5 Информационного письма Росфинмониторинга от 19.07.2018 N 54 "О применении отдельных норм Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 |
+7 (863)
309-22-80